поиск

классификация

Гагарообразные
Гагаровые
Поганкообразные
Поганковые
Буревестникообразные
Альбатросовые
Буревестниковые
Качурковые
Веслоногие
Пеликановые
Олушевые
Баклановые
Фрегатовые
Аистообразные
Цаплевые
Ибисовые
Аистовые
Фламингообразные
Фламинговые
Гусеобразные
Утиные
Соколообразные
Скопиные
Ястребиные
Соколиные
Курообразные
Тетеревиные
Фазановые
Журавлеобразные
Журавлиные
Пастушковые
Дрофиные
Трехперсткообразные
Трехперстковые
Ржанкообразные
Авдотковые
Ржанковые
Шилоклювковые
Кулики-сороки
Якановые
Цветные бекасы
Бекасовые
Тиркушковые
Поморниковые
Чайковые
Чистиковые
Рябкообразные
Рябковые
Голубеобразные
Голубиные
Кукушкообразные
Кукушковые
Совообразные
Сипуховые
Совиные
Козодоеобразные
Козодоевые
Стрижеобразные
Стрижиные
Колибри
Ракшеобразные
Сизоворонковые
Зимородковые
Щурковые
Удодообразные
Удодовые
Дятлообразные
Дятловые
Воробьинообразные
Питтовые
Ласточковые
Жаворонковые
Трясогузковые
Личинкоедовые
Бюльбюлевые
Сорокопутовые
Иволговые
Дронговые
Скворцовые
Врановые
Свиристелевые
Оляпковые
Крапивниковые
Завирушковые
Славковые
Корольковые
Мухоловковые
Дроздовые
Кустарницы
Суторовые
Длиннохвостые Синицы
Ремезовые
Синицевые
Поползневые
Пищуховые
Белоглазковые
Ткачиковые
Вьюрковые
Древесницевые
Овсянковые
Кардиналовые
Трупиаловые
© Алексей Эбель



все фотографии серии (кликабельны):


автор: Алексей Эбель
место съемки: Республика Алтай, Чуй-Оозы
дата: 2016-06-07
фотоаппарат: Canon 5D MarkIII


комментарии:
2016-06-20. Алексей Эбель:

Есть все основания предположить, что слева - индийский воробей, которого пока нет в списке птиц Сибири. Что скажете?


2016-06-20. Андрей Бородин:

Похож, но не зря же многие систематики не считают их отдельным видом.


2016-06-20. Алексей Эбель:

Ну, пока систематики спорят, мы можем его считать и P.d.bactrianus, которого тоже нет в списке птиц Сибири.


2016-06-20. Алексей Эбель:

Вернее, его нет в списке птиц России, там только номинативный и кавказский подвиды.


2016-06-20. Николай Балацкий:

Да, слева на снимке индийский воробей. У самца индийского воробья отсутствует белое пятно за глазом.


2016-06-20. Игорь Фефелов:

Похоже на то, вон какой белощекий. Но надо бы другие ракурсы, а то, например, этого белого пятна за глазом бывает не видно:
http://nature.baikal.ru/phs/ph.shtml?id=36567
http://nature.baikal.ru/phs/ph.shtml?id=76072


2016-06-20. Алексей Эбель:

Добавил ещё фото из серии.


2016-06-20. Вадим Ивушкин:

Ну, это как-то за уши притянуто. Таких белощеких, где угодно можно найти:
http://sibirds.ru/v2photo.php?l=ru&s=056200063&n=1&t=691&p=1
http://sibirds.ru/v2photo.php?l=ru&s=056800075&n=1&t=691&p=1


2016-06-20. Вадим Ивушкин:

Надо смотреть как гнездятся, если под крышами, в поселке - значит домовый. Индийский не синантропный.


2016-06-20. Вадим Ивушкин:

Индийский еще к тому же перелетный.


2016-06-20. Алексей Эбель:

Вадим, в Вашем примере во втором случае - явно блик (пересвет). Кроме белощёкости он явно более контрастный, чем обычный домовой рядом. Про то, что индийский не синантропный, это, в некотором роде, устаревший миф, например, http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimootnosheniya-domovogo-passer-domesticus-i-indiyskogo-p-indicus-vorobiev-v-usloviyah-simbiotopii-yugo-zapadnyy-kopetdag-kara-kala-i. В дополнение: домовые воробьи в этом месте ранее не отмечались.


2016-06-21. Вадим Ивушкин:

На счет блика - я не уверен. Блики бывают при неравномерном освещении, а тут явно все в порядке со светом, а по его направлению блик исключен. А на счет мифов, по одному случаю рано, что-то "развенчивать". Нет ничего удивительного в расширении экологической ниши в местах большой плотности вида (что указано в статье: где встречается индийский воробей по-большей части). А вот на окраине ареала такое поведение будет не уместным, если это самостоятельный вид. Что касается - "ранее не отмечались", то на 1-м фото, правый самец явно домовый, без всяких вариантов. Соответственно - левый никак не превосходит его по массе(размерам) как это говорится в статье, да и "воротник" не тянет на контраст индийского воробья.


2016-06-21. Вадим Ивушкин:

Кроме того, воротник смотрят со спины... Есть и другие причины. Домовый воробей не такой уж оседлый (миф?)в высокогорье и на севере ареала, да и в степях. Они откочевывают к зимними кормовыми скоплениями достаточно далеко то мест гнездования. А все признаки, связанные с окраской не будут работать без вышеперечисленных особенностей биологии и поведения. Так как у домового воробья "белощекость" и контрастность характеризуются индивидуальной, возрастной и популяционной изменчивостью. За 11 лет наблюдений за стаей воробьев, зимующей у меня в зоопарке (около 50), фенотип самцов имеет основных 3 типа, плюс отклонения. В других районах города соотношения этих типов может сильно отличаться, а тем более если это в 500 км, или дальше.


2016-06-21. Вадим Ивушкин:

В общем, много чего еще можно говорить, но основной признак индийского воробья - это создание стай, довольно больших, сразу после гнездования, которые держатся подальше от жилья. Отличия примерно такие же, что у полевого и домового воробьев в сельской местности.


2016-06-21. Алексей Эбель:

Вадим, вначале всё-же о фотографии: я настаиваю, что это именно блик, т.к., во первых, на этом поле не видно структуры пера, а, во-вторых, блики бывают именно под определенным углом к освещению, и в данном случае поле блика явно имеет другой угол к источнику света, нежели оперение выше или ниже его (и оно, заметьте, серое).
Что касается адаптационного поведения на краю ареала, то Вы сами себе противоречите, когда пишете об адаптации домового воробья к перелетности на краю ареала (что в целом для вида нехарактерно), но отвергаете возможность синантропности на краю ареала для индийского. Статью я привел для примера, на сайте birds.kz можно увидеть немало фотографий индийского в явно синантропных местообитаниях (в приведенной мной статье также указывается, что вид преимущественно гнездится колониями, но может и одиночными парами). Касательно размеров индийского/домового воробья, то, вероятно, в статье речь идёт именно о местной популяции, т.к. в других источниках размеры домового в среднем превышают размеры индийского, но перекрывание веса и размеров у видов слишком велико, чтобы применять этот признак для 2 отдельных особей (т.е. в среднем домовые крупнее индийских, но отдельные индийские могут быть крупнее отдельных домовых). Что до данной встречи, то синантропность здесь весьма условна: вид встречен в месте, где стоит один жилой дом и есть столовая у дороги. Кстати, здесь же гнездятся и скальные голуби, для которых синантропное обитание на Алтае в целом также нехарактерно. Дополню вот ещё чем. На самом деле, встреча таких контрастных домовых/индийских воробьев у нас не первая: однажды небольшую стаю мы наблюдали в Чуйской степи, где они (предположительно) гнездились в нишах деревянного моста вне населенного пункта. Ещё есть наблюдение Елены Шнайдер: она снимала выводок на окраине Кош-Агача. Т.е. во всех случаях речь идёт как минимум об окраинах синантропа, а не об обитании внутри жилищной застройки. Кроме того, кажется логичным, что за пределы основного ареала залетают именно отдельные пары, а не стаи.


2016-06-21. Андрей Баздырев:

Вживую я индийского воробья не встречал, но просмотрев большое количество фотографий домового и индийского воробьев с "Птиц Казахстана", а так же с "Птиц Сибири" полагаю, что этот воробей вполне себе индийский и не похож на варианты окраски домового (ни на фото, ни тех, что приходилось наблюдать самому).


2016-06-21. Вадим Ивушкин:

Интересный блик: по кругу на шее, с разными углами к источнику света и тенью на нем от верхнего пера...
Не вижу никаких противоречий: расширение экологической ниши при достижении высокой численности (освоение соседних стаций для гнездования при недостатке исходных). А изменение жизненной стратегии, в данном случае кочевой образ жизни, может быть только при ограниченности пищевых ресурсов. В Забайкалье и Монголии у домового воробья окраинная синантропность, гнездование в естественных, а не антропогенных, укрытиях тоже есть, без отклонений в окраске. В то время как у синантропных большой разброс по контрастности... Поэтому прежде таких заявлений нужны более детальные исследования, коллекционный материал, а не фотографии, которые в данном случае не информативны.
РS.Вживую индийского видел в Узбекистане, контрастность окраски не то, чтобы явная, а вот поведение и биотопическая привязка совершенно другие. Домовый же отсматривался (тоже вживую :)) от Сахалина до Карпат...


2016-06-22. Игорь Фефелов:

Не знаю, можно ли назвать это бликом, потому как это не зеркальное отражение, а пересвет за счет расположения перьев под углом к солнцу. Мне так или иначе это место представляется или пересветом по названной причине (при этом перо там не обязательно светлее обычного, м.б. обычное как у домового), или же локальным "альбинизмом" - причем до чисто-белого. Но не натуральной белой частью окраски. Надо опять же другие фото этой птички смотреть. Эо всё, конечно, про http://sibirds.ru/v2photo.php?l=ru&s=056800075&n=1&t=691&p=1


2016-07-15. Елена Шнайдер:

Все кто видел индийского воробья в КЗ соглашаются, что у нас за Чике-Таманом именно индийские в основном, а не домовые. Я к такому выводу пришла ещё 3 года назад. Так что я +1 за включение индийского.


2017-09-07. Андрей Коваленко:

Слева бесспорно индийский.


2017-11-12. Александр Гончаров:

Может быть по этой находке добавить в список новый вид для Сибири-индийский воробей?


2017-11-13. Андрей Коваленко:

Добавьте, конечно.


2017-11-13. Алексей Эбель:

Если бы это был новый вид для Сибири, то проблем бы не было: если это индийский, то это новый вид для России. Поэтому всё не так просто. :)


2017-11-13. Андрей Коваленко:

В чем проблема...? Я вот как-то сфотографировал новый вид для территории всего бывшего СССР... И теперь он в списках...


2019-01-30. Андрей Баздырев:

Может уже перенесём этого воробья в индийские и поздравим Алексея с интересной находкой?

Очевидные признаки:
1. Белые щёки (хорошо виден контраст с остальным оперением низа) - без какого-либо присутствия серого оттенка/налёта.
2. Нет белого пятнышка за глазом.
Кроме того, яркая контрастная окраска головы и плеч, широкий чёрный галстук и широкая белая полоска на крыле тоже в пользу индийского.

Нашёл в галерее довольно светлощёких домовых (например, тут, тут , тут и тут ), но у всех из них:
а) присутствует белое пятно за газом;
б) на щеках имеется серое поле/налёт разной степени выраженности;
в) белая полоска на крыле уже, чем у обсуждаемого воробья.
Всё это характерно и для других (серощёких) июньских самцов домового.


2019-01-30. Сергей Л. Волков:

Согласен, надо перемещать в индийского воробья.


2019-01-30. Сергей Л. Волков:

Но его нет в списке видов.


2019-01-30. Андрей Баздырев:

Тогда, наверное, нужно попросить, чтобы Аскар сделал страничку с этим видом (как он сделал с степным жаворонком Нины).


2019-01-31. Александр Гончаров:

Согласен. Надо сделать страницу с видом и сразу же добавить его в редкости. Поскольку раньше нигде он не упоминался даже в литературе, в отличие, скажем от степного жаворонка, то можно указать его как новый вид для фауны Сибири, как это сделано на главной странице казахстанского сайта.
И кстати, летом специально высматривал и снимал домовых воробьёв на юге Алтая,когда там был, в том числе и в довольно "диких" местах, но с признаками индийских не отметили ни одного.


2019-02-03. Андрей Баздырев:

Хех, тут индийский с белым пятном за глазом :)


2019-02-03. Сергей Л. Волков:

Возможно, там гибрид. У него и белая полоса на крыле не особо шикарная.


2019-02-03. Сергей Гашков:

Делая ставку на окрасочные признаки нельзя забывать о полиморфизме. Спешить с выводами не следует.
Я отправил снимки Александру Матюхину и вот его ответ.

В моей монографии "Биология, экология, поведение, эктопаразиты и эпидемиологическое значение воробьёв (Passer montanus, P. domesticus, P. indicus) Северной Палеарктики" - там все написано. У индийского всего одна кладка в которой больше 6-7 яиц, В южном казахстане он гнездится как в скалах так и на кошарах. Если это скалы - то возможно индийский , я его назвал бактирийским. Если он оттуда исчез и зимой его там нет - точно индийский. Белое пятно есть и у того и другого вида. Я по фото не смогу определить, несмотря на то что держал их в руках сотнями. пусть местные проверят зимой. Но если в этом месте гнездятся и неперелетные домовые - тогда будет разобраться сложнее. Короче надо смотреть не внешний вид, а экологию в гнездвой период.

Добавлю после просмотра монографии, что автор выделяет три признака:
1. Спина у самцов индийских более светлая ...;
2. Брюшная сторона более светлая (чистая) ...,
3. Щёки почти чисто белые ...
Все признаки не дискретны (про пятно за глазом уже сказано).
Когда в серии автор разложил оба вида через один, то они становились практически не различимы.










2019-02-04. Алексей Эбель:

Конкретно в этом месте гнездятся перелетные (откочевывающие) домовые воробьи, мы уже три зимы это проверяли, так что этот вариант отпадает.
Наиболее часто воробьи с признаками домового попадаются южнее, ближе к границе с Монголией.
Вероятно, это действительно гибридные особи, но до определённого времени на это никто не обращал внимания, нужно просто более внимательно смотреть воробьёв на стоянках в районе Уландрыка, Барбургазы и Ташанте.


2019-02-04. Сергей Л. Волков:

Мне не понятна эта фраза "У индийского всего одна кладка в которой больше 6-7 яиц".


2019-02-07. Александр Гончаров:

Сергей, видимо имеется ввиду, что у индийских только одна кладка за сезон, в то время как у домовых не редкость два-три выводка за лето. У индийских кладка больше чем у домового-у последнего как правило 4-6, а у первого может быть больше 7 яиц.


2019-02-07. Сергей Л. Волков:

Как раз и не понятно, что значит "больше 6-7 яиц". То есть выходит, что у индийского воробья меньше 7 яиц не бывает. Но это явно не так. По крайней мере, по количеству яиц в кладке, меньшем семи, нельзя утверждать, что кладка принадлежит домовому воробью. Странно как-то написано. Я не к словам придираюсь; охота, чтобы было написано понятно для читающего.


2019-02-07. Сергей Гашков:

На счёт кладки, я посмотрел, что написано в монографии.
Ниже моя интерпретация таблицы.
Для домового средняя кладка - 4,2 яйца (Lim 2-6; n=36 кладок). Для полевого - 5,3 (Lim 4-7 и даже 1 кладка в 9 яиц; n=121). Для индийского - 6,3 (Lim 3-9; n=54). Модальный класс, соответственно, 4, 5, 7 яиц.
Выборка не исчерпывающая, но отличия индийского воробья очевидны - при одном цикле гнездования он максимально увеличивает размер кладки, чего не требуется домовому и полевому.
Чтобы разобраться с ним одних фотографий будет не достаточно, нужны, как минимум, образцы для ДНК анализа.
Чуйский тракт место популярное и все могли бы иметь это в виду, особенно в тех местах, которые обозначил Алексей.


2019-02-07. Сергей Л. Волков:

Благодарю, Сергей!


2019-02-07. Сергей Л. Волков:

Можно ли найти эту монографию в электронном виде? А кроме нее, есть ли какая-то "обобщающая" литература именно по индийскому воробью (с характеристикой поведения, гнездования), где он рассмотрен отдельно от домового воробья (а если как подвид, то отдельно от других подвидов домового воробья)?


2019-02-08. Сергей Гашков:

Монография легко нашлась смотрите.


2019-02-09. Сергей Л. Волков:

Большое спасибо!


2019-02-09. Вадим Ивушкин:

Спасибо!


2019-05-30. Илья Сухов:

Если вернуться к вопросу определения домовой/индийский :то получается внешне их различить при условии съемок на территории России невозможно? Необходимо фото его жилища вместе с ним?


2019-05-30. Александр Гончаров:

Илья, вот тут https://birds.kz/v2photo.php?l=ru&s=020300604&n=1&si=kaz коллеги с Казахстана написали очень хорошие комментарии по поводу различий домового и индийского воробьёв.


2019-05-31. Алексей Эбель:

Ещё раз опишу ситуацию: место съёмки - чабанская стоянка рядом с чуйским трактом, вокруг абсолютно лысые горы и в каньоне бежит Чуя, фото сделано на загороди, которая находится на границе стоянки и "дикой степи".
Домовые воробьи на стоянке появляются только в тёплый период, зимой мы специально заезжали и смотрели - есть только полевые. Нет утверждения, что эта птица там гнездилась, но залёта исключать нельзя.
Теперь ещё раз по признакам, в т.ч опираясь на то, что описано по ссылке в комментарии выше.
На первом фото видно (мне), что у воробья справа хорошо заметно белое пятно за глазом, слева - нет. Воробей слева более ровный и прогонистый, а справа, как пишется в ссылке - более "рыхлый". Окраска у воробья слева более яркая, щека белая и сильно контрастирует с окраской брюха, которая также очень ровная. Чёрный нагрудник хорошо развит, края перьев на нём ровные, образуют как-бы чешуйчатость. Окраска спины более светлая и яркая, чем у домовых воробьёв, ближе к окраске полевого воробья. Белая полоска на крыле хоть и не особо широкая, но всё-же шире, чем у воробья справа. Да, это севернее 48 широты, а именно 50-я.
В таких случая сожалею, что в Сибири нет фаунистической комиссии, которая могла-бы разбирать аналогичные случаи.
Остаётся только быть внимательнее (всем, кто бывает южнее этого места) и ждать следующих находок.


2019-05-31. Александр Гончаров:

В прошлом году, когда остановились на КПП у пограничников по дороге на Зерлюколь-Нур, я специально обратил внимание на домовых воробьёв, помня о конкретно этом воробье, снятым Алексеем. Всего там было что-то около десятка воробьёв, но все самцы были без видимых признаков индийских, то есть не похожи на левую птицу-они были довольно тусклые, без белой щеки и с полоской за глазом-а я в основном на это тогда обращал внимание, ещё не зная о том, что индийские "гладкие", а домовые "распушённые". И вели они себя очень "антропогенно", то есть не боялись людей и машин. Снимать я тогда не стал, чтобы не напрягать пограничников. КПП это получается почти на 100 км южнее Чуй-Оозы.


2019-05-31. Алексей Эбель:

Александр, летом домовые в Чуйской степи есть во всех сёлах, а также практически на всех погранзаставах и некоторых чабанских стоянках. Зимой-же они встречаются не так широко. У Лены Шнайдер есть несколько фото оттуда тоже "белощёких". И ещё однажды отмечена небольшая колония домовых (?) воробьёв, которые гнездились в конструкциях деревянного моста за Старым Бельтиром (по дороге на Аккол). Ещё белощёкого я уже позднее видел рядом с погранзаставой в Ташанте, но не успел его снять, он залетел в закрытую зону.


2019-06-01. Александр Гончаров:

Алексей, понял. Надо всем наблюдателям, едущим на Алтай, "нарезать задачу"-смотреть и снимать всех домовых воробьёв, выискивая среди них индийских. А то, многие, наверное, даже и не в курсе, что его там можно найти.


2020-07-15. Ольга и Александр Немежиковы:

Какая интересная полемика о видах воробья!



кодовое слово

* все поля обязательны для заполнения